«Дервиши: образ и слово» — новая выставка в МАЭ

20 ноября 2017 в музее прошло торжественное открытие фотовыставки «“Мир лишь луч от лика друга, всё иное — тень его!” Дервиши: образ и слово». В рамках этого мероприятия состоялась презентация трех больших исследовательских и культурных проектов, взаимосвязанных между собой: Международного центра исламских исследований, Фонда развития научных и культурных проектов «Аль Макам» и фестиваля «Дайрафест».

 

С первых минут в зале на 1-м этаже звучала живая восточная музыка. С приветственным словом к гостям и журналистам обратились люди, напрямую причастные к празднику: директор МАЭ Андрей Головнев; заместитель директора музея Ефим Резван, автор выставочного проекта и руководитель Международного центра исламских исследований; Александр Колесников, директор Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований; Игорь Панков, президент фонда развития научных и культурных инициатив «Аль Макам»; Екатерина Терюкова, заместитель директора Государственного музея истории религии.

 

Г-н Эрол Угурлу, создатель частного центра русской культуры в Турции и владелец картинной галереи «Эль Прадо Арт» (Анкара) преподнес Музею и Международному центру исламских исследований два полотна современного турецкого художника Халила Аккурта, посвященных суфийской тематике. Наваль, замечательная певица с Коморских островов, принадлежащая к роду самого известного в юго-западной Африке суфийского проповедника, не только поздравила участников и гостей с их общим праздником, но и исполнила одну из своих знаменитых баллад. Сегодня Наваль является ключевой фигурой, представляющей миру музыкальную культуру своей родины.

 

На мероприятии присутствовали Али Туран, вице-консул Турецкой республики в Санкт-Петербурге, и Юлия Филиппова, начальник отдела культурно-исторического наследия Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

2017_11_23_01

Андрей Головнев и Александр Колесников Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_28

Андрей Головнев приветствует гостей и партнеров Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_03

Андрей Головнев и Ефим Резван приветствуют гостей Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_02

Андрей Головнев и Ефим Резван приветствуют гостей Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_32

Церемония открытия выставки Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_29

Екатерина Терюкова и Ефим Резван Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_30

Екатерина Терюкова, Игорь Панков, Андрей Головнев Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_27

Александр Колесников и Эрол Угурлу на открытии выставки в МАЭ Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_07

Почетные гости Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_08

Ефим Резван представляет организаторов фестиваля Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_31

Наваль, Екатерина Терюкова, Игорь Панков Фото: Дмитрий Беляев

2017_11_23_09

Журналисты на открытии выставки Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_04

Андрей Головнев и Ефим Резван принимают дар музею Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_05

Вручение картин в подарок музею Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_15

Эрол Угурлу вручает картины в дар музею Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_10

Музыканты на открытии выставки Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_11

На открытии выставки Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_12

Наваль и Игорь Панков Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_13

Певица Наваль (Nawal) Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_06

Директор музея Головнев А.В. Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_14

Певица Наваль (Nawal) Фото: Станислав Шапиро

2017_11_23_16
2017_11_23_17
2017_11_23_18
2017_11_23_19
2017_11_23_20
2017_11_23_21
2017_11_23_22
2017_11_23_23
2017_11_23_24
2017_11_23_25
2017_11_23_26 (1)

Яркие образы дервишей издавна привлекали внимание европейцев, искавших на Востоке как мудрость, так и экзотику. Во многом благодаря такому интересу и была создана выдающаяся серия фотопортретов дервишей, принадлежащая замечательному фотографу Антону Севрюгину (1830—1933), которому на довольно значительный срок удалось «монополизировать» создание образа Персии для внешнего мира. Севрюгин, сын российского дипломата, стал придворным фотографом династии Каджаров и владельцем одного из самых успешных фотоателье в Тегеране. Большая коллекция его фоторабот хранится в фондах нашего Музея. Именно они и составили основу нового выставочного проекта. Неотъемлемой частью фотовыставки являются стихи, написанные в разное время, но посвященные одному герою — дервишу. По замыслу авторов проекта, поэтические строки позволяют разглядеть в фотографиях дервишей конца XIX — начала ХХ века то, что часто ускользает от глаз посетителя Музея, переполненного множеством новых и необычных визуальных образов.

 

В распространении ислама по всему миру огромную роль играли и играют суфийские учения и практики. Важная часть медитативной практики суфизма — коллективные дервишеские радения — легко включали в себя элементы местной культуры, что серьезно облегчало восприятие исламских истин в первоначально чуждой культурной среде. Такие радения часто сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, пением, рецитацией фрагментов Корана, особыми ритмизированными движениями, кружением, молитвенными позами, контролем дыхания. Погружение в стихию звука и движения было одним из способов достижения экстаза. Именно поэтому частью нового музейного проекта стал мавлавийский ритуал сама‘, который символизирует мистическое странствие.

 

Центральным событием церемонии открытия выставки, безусловно, стала реконструкция суфийских кружений, которые считаются одной из самых древних ритуальных практик. В 2005 году мавлавийский ритуал сама‘ (кружения) объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия.